Учебный план

 

 

ПЛАН непосредственно образовательной деятельности

на 2020- 2021 учебный год

 

№ п/п

Вид деятельности

Образовательные ситуации

Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю

Группа для детей 2 -3 лет

Группа для детей 3-4 лет

Группа для детей 4 -5 лет

Группа для детей 5 -6 лет

Группа для детей 6 -7 лет

1.      Обязательная часть

1.

Физическое развитие

Физическая культура

2/20

2/30

2/40

2/50

2/60

Физическая культура на воздухе

1/10

1/15

1/20

1/25

1/30

2.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы

Реализуется ежедневно через образовательную деятельность

Развитие речи

2/20

1/15

1/20

2/50

2/60

3.

Социально – коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

 

 

 

 

Интегрирование в ходе различных видов детской деятельности

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Формирование основ безопасности

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

4.

Познавательное развитие

Познавательное развитие

1/10

1/15

1/20

1/25

1/30

Познавательно – исследовательская деятельность

Интегрирование в ходе различных видов детской деятельности

Формирование элементарных математических представлений

1/10

1/15

1/20

1/25

2/60

1.     

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к искусству

 

Интегрирование в ходе различных видов детской деятельности

Конструктивно – модельная деятельность

 Музыка

2/20

2/30

2/40

2/50

2/60

Изобразительная деятельность

Рисование

 

 

1/10

1/15

1/20

2/50

2/60

Аппликация

 

-

½ / 15

½ / 20

½ / 25

½ / 30

 Лепка

 

1/10

½ / 15

½ / 20

½ / 25

½ / 30

Итого:

10(100 мин.)

10 (150 мин.)

10 (200 мин.)

10 (250 мин.)

12 (360 мин)

2.Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса

1.

Познавательное развитие

Нравственно – патриотическое воспитание, краеведение

Программа реализуется в ходе совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов

1/20

1/25

1/30

Итого:

10 (100 мин.)

10 (150 мин.)

11 (220 мин.)

11 (275 мин.)

13 (390 мин)

 

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Базовый вид деятельности

Образовательные области

Периодичность

1.Утренняя гимнастика

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Ежедневно

2.Комплексы закаливающих процедур

Физическое развитие

Ежедневно

3.Гигиенические процедуры

Физическое развитие

Ежедневно

4.Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Ежедневно

5. Дежурства

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Ежедневно

 

 

Пояснительная записка к учебному плану

 реализации образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад № 32 «Ромашка»

 

Учебный план (система организованной образовательной деятельности) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32 «Ромашка» реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, составленной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. редакцией Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, и объем недельной образовательной нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Учебный план является частью образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 32 «Ромашка» (далее – МБДОУ «Детский сад № 32 «ромашка») на 2020 – 2021 учебный год. Учебный план реализации Программы разработан в соответствии с:

- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1014;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» от 28 мая 2014 г. № 594;

- Уставом МБДОУ «Детский сад № 32 «Ромашка»

В учебном плане предложено распределение количества занятий, дающее возможность образовательному учреждению использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. Учебный год в МБДОУ «Детский сад № 32 «Ромашка» начинается с 01.09.2020г. и заканчивается 31.05.2021г.

Таким образом, длительность учебного периода 2020-2021 учебного года будет составлять 39 учебных недель. Дошкольное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в структуре учебного плана МБДОУ выделены две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Обязательная (инвариантная) часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Также обеспечивает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Эта часть реализуется через обязательные занятия.

Вариативная часть формируется образовательным учреждением с учетом видовой принадлежности учреждения, обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности и расширение области образовательных услуг. Эта часть реализуется через организацию совместной деятельности с детьми.

В учебном плане установлено следующее соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений:

Ø обязательная часть составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования;

Ø формируемая часть составляет не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования.

Программы и комплексный подход в развитии детей 2 - 7 лет по пяти взаимодополняющим образовательным областям.

В учебный план согласно ФГОС ДО включены пять направлений развития и образования детей (далее образовательные области):

Ø познавательное развитие;

Ø речевое развитие;

Ø социально-коммуникативное развитие;

Ø художественно-эстетическое развитие;

Ø физическое развитие

 

Парциальные программы, обеспечивающие развитие детей по пяти взаимодополняющим образовательным областям.

 

Социально – коммуникативное развитие детей:

Ø Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина «Безопасность».

Методическое обеспечение:

Ø О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;

Ø В.И.Петрова, Т.Д.Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»;

Ø Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»;

Ø Н. Г. Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику»;

Ø К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»;

Ø Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду: для занятий с детьми 3-7 лет»;

Ø Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности»;

Ø Психолого-педагогическое сопровождение детей 3-4 лет (4-5 лет, 5-6 лет) по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы» В.М.Чернышова, А.В.Можейко, М.А.Гуськова, С.Ю.Лифанова, Л.Е.Фирсова.

 

Познавательное развитие детей:

Ø Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду – М.: Издательство «Мозайка- Синтез»-1993.

Методическое обеспечение:

Ø И.А.Пономарёва, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений»;

Ø О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

 

Речевое развитие детей:

Ø В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»

 

Художественно-эстетическое развитие детей:

Ø И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки»;

Ø И.А.Лыкова «Цветные ладошки».

Методическое обеспечение:

Ø Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».

 

Физическое развитие детей:

Ø В.Г. Алямовская «Здоровье»

Методические пособия:

Ø Л.И.Пензулаева «Физическая культура в детском саду»;

Ø Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений»;

Ø С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами».

 

Особенности реализации обязательной и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Образовательная программа дошкольного учреждения реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения.

В дошкольном учреждении на 2020-2021 учебный год функционирует 6 возрастных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:

 

 

Комплектование групп на 1 сентября 2020 года:

 

Возрастная группа

Количество воспитанников

Группа общеразвивающей направленности для детей 2 - 3 лет № 2 «Фиалка»

22

Группа общеразвивающей направленности для детей 3 - 4 лет № 1 «Одуванчик»

28

Группа общеразвивающей направленности для детей 4 - 5 лет № 3 «Ромашка»

26

Группа общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет № 4 «Василек»

27

Комбинированная группа для детей 5 – 6 лет № 5 «Колокольчики»

30

Группа общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 лет №  6 «Незабудки»

29

Всего воспитанников в ДОУ

162

В учебном плане соблюдена допустимая продолжительность организованной образовательной деятельности (далее – ООД) и предельно допустимая нагрузка. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования (далее - ООП ДОУ) разработанной в соответствии с ФГОС ДО, с целью реализации ООП ДОУ в полном объеме. При этом учитывались требования СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.

Так, максимальный допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая ООД из части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, для детей дошкольного возраста в ДОУ составляет:

- в первой группе раннего возраста (2-3 лет) – 10 ООД – 100 мин. (1ч.40м.);

- в младшей группе (3-4 лет) – 10 ООД – 150 минут (2ч.30м);

- в средней группе (4-5 лет) – 10 ООД – 200 минут (3ч.20м);

- в старшей группе (5-6 лет) – 13 ООД – 300 минут (5 ч);

- в подготовительной группе (6-7 лет) - 14 ООД – 420 минут (7ч.).

Продолжительность организованной образовательной деятельности детей 2- 7 лет:

- для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,

- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,

- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,

- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут,

- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

При составлении учебного плана учреждения соблюдалось минимальное количество занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в обязательной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами ООД – не менее 10 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средних группах не превышают 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 и 1,5 часа соответственно.

Организованная образовательная деятельность планируется как в первую, так и во вторую половину дня, при этом образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, планируется в первую половину дня со вторника по четверг. Для профилактики утомления проводится ООД по физической культуре, ритмике, музыке и т.д.

Продолжительность основных игр – занятий для детей 2-3 лет длительность организованной образовательной деятельности не превышает 10 минут. Образовательная деятельность рассчитана на первую и вторую половину дня, по подгруппам. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Образовательная деятельность с детьми 3-5 лет проводится только в первую половину дня. Ее продолжительность

составляет не более 15-20 минут в день.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в первой и во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет:

- в старшей группе (5-6 лет) – не более 25 минут;

- в подготовительной группе (6-7 лет) – не более 30 минут.

Реализация обязательной части Программы осуществляется по пяти образовательным областям.

В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Организация жизнедеятельности МБДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.

Организованной образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.

Физическое развитиереализуется в учреждении:

Ø в ООД по физической культуре 3 раза в неделю (2 раза в спортивном зале (группы раннего возраста в группе) и 1 раз на свежем воздухе) во всех возрастных группах. С воспитанниками от 3 до 7 лет занятия проводит инструктор по физической культуре, с воспитанниками 2-3 лет - воспитатель. При благоприятных погодных условиях занимательные дела по физкультуре проводятся на прогулке. Занятия по физкультуре могут проводиться, как в первую, так и во вторую половину дня, но не в один день.

Ø в физкультурно-оздоровительной деятельности (закаливающие процедуры; утренняя гимнастика; физкультминутка;

подвижные, спортивные игры и физические упражнения; физкультурные досуги и праздники) и воспитания культурно- гигиенических навыков.

Социально-коммуникативное развитиереализуется в организации:

Ø в игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры) в ООД, режимных моментов, самостоятельной деятельности;

Ø в игровых и проблемных ситуациях, наблюдениях, обсуждениях, беседах, направленных на приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) и безопасное поведение на улице, дома и в других различных ситуациях;

Ø в социализации, развитии общения, нравственном и патриотическом воспитании;

Ø в самообслуживании, самостоятельности, трудовом воспитании;

Ø в формировании основ безопасности.

Познавательное развитиереализуется в учреждении:

Ø в ООД по ознакомлению с объектами окружающего мира - еженедельно воспитателем группы:

Øознакомление с предметным окружением – в группе для детей 2-3 лет; в группах для детей 3-7 лет – интеграция в различных видах детской деятельности и режимных моментах в первой и второй половине дня;

Ø  ознакомление с социальным миром – в группах для детей 3-7 лет; в группе для детей 2-3 лет - интеграция в различных видах детской деятельности и режимных моментах в первой и второй половине дня;

Øознакомление с миром природы – во всех возрастных группах - интеграция в различных видах детской деятельности и режимных моментах в первой и второй половине дня;

Ø в ООД по формированию элементарных математических представлений - еженедельно воспитателем группы, начиная со второй младшей группы, с 3 до 6 лет - 1 раз в неделю, с 6 до 7 лет - 2 раза в неделю;

Ø в проектной, поисково-исследовательской деятельности детей.

Речевоеразвитиереализуется в учреждении:

Ø в ООД по развитию речи - еженедельно воспитателем в каждой возрастной группе:

ü для детей 2-3 лет, 5-6 лет, 6-7 лет - 2 раза;

ü для детей 3-4 лет, 4-5 лет – 1 раз в неделю;

ü для детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности – 1 занятие – развитие речи, 2 - коррекция речевого развития (формирование звуковой стороны речи, лексико-грамматической категории речи, развитие связанной речи) – проводит учитель-логопед;

ü для детей 6-7 лет – 1 занятие – развитие речи, 2 – обучение грамоте;

Ø в создании развивающей речевой среды;

Ø в восприятии художественной литературы и фольклора - ежедневно интеграция в различных видах детской

деятельности и режимных моментах в первой и второй половине дня.

Художественно-эстетическое развитиереализуется в учреждении:

ØООД по рисованию для детей 2-3 лет, 3-4 лет, 4-5 лет – 1 раз в неделю организует воспитатель группы; для детей 5-6 лет, 6-7 лет – 2 раза в неделю воспитатель группы;

ØООД по лепке для детей 2-3 лет – еженедельно; для детей 3-7 лет – через неделю, чередуясь с ООД по аппликации - организуется воспитателем группы;

ØООД по музыкальной деятельности - 2 раза в неделю в каждой возрастной группе в первую или во вторую половину дня. Проводится музыкальным руководителем;

Øв режимных моментах (ознакомление с природой, различными видами искусства и художественно-эстетической деятельности и пр.);

Øв предметно-развивающей среде для самостоятельной деятельности детей;

Ø  в конструктивно-модельной деятельности - интеграция в различных видах детской деятельности и режимных моментах в первой и второй половине дня.

Парциальные программыявляются дополнением к Основной общеобразовательной программе дошкольного образования и составляют не более 40% от общей учебной нагрузки. Содержание части, формируемой участниками образовательного процесса, учебного плана не превышает допустимой нагрузки по возрастным группам.

Реализация части, формируемой участниками образовательных отношений, предполагает дополнение содержанием вышеперечисленных образовательных областей технологиями, проектами, программами (авторские, парциальные), используемые в учреждении. Она реализуется через внедрение регионального компонента, которое осуществляется посредством проведения организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию».

Вариативная часть включает представление программы Алешиной Н.В.: «Патриотическое   воспитание   дошкольников», направленной на познавательное развитие детей - по формированию нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Формирование предпосылок нравственно – патриотического воспитания реализуется воспитателями с детьми от 2 до 7 лет. Программа предполагает организацию в данной студии, деятельности в ходе режимных моментов, совместной деятельности с взрослыми, и самостоятельной деятельности детей, через интеграцию с другими образовательными областями (ориентировано на воспитанников 3-5 лет). В рамках организованной образовательной деятельности, программа предусматривает организацию занятий с воспитанниками 5 – 7 лет, 2 раза в месяц.  Объем учебной нагрузки составляет: дети 5-6 лет – не более 20 минут, дети 6-7 лет – не более 30 минут. Занятия проводятся во второй половине дня. В летний период (с 01.06.2021 по 31.08.2021) учебные занятия не проводятся, но реализация учебного плана предусматривает:

Ø проведение организованной образовательной деятельности только эстетической и оздоровительной направленности;

Ø организацию совместной деятельности воспитателя с детьми по теме дня (на свежем воздухе) на игровых площадках, в соответствии с графиком;

Ø организацию подвижных и спортивных игр, праздников, экскурсий и т.д., увеличение продолжительности прогулок;

Ø в течение дня организуются различные виды детской деятельности по теме дня:

в раннем возрасте (2 года - 3 года):

Ø предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Ø экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

Ø общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

Ø самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

Ø восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет):

Ø игровая;

Ø коммуникативная

Ø познавательно-исследовательская;

Ø восприятие художественной литературы и фольклора,

Ø самообслуживание и элементарный бытовой труд;

Ø конструирование из разного материала;

Ø музыкальная;

Ø двигательная

Ø проводятся культурно–досуговые, физкультурно–оздоровительные, профилактические, спортивные мероприятия, развлечения, а также спортивные, подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии, целевые прогулки на свежем воздухе.

В сентябре и мае проводится мониторинг результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста (педагогическая диагностика), который позволит осуществить оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста и оценку эффективности педагогических действий, лежащей в основе их дальнейшего планирования.

В соответствии с образовательной программой ДОУ воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда при организации работы логопедического пункта не входят в учебный план. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. В группе комбинированной направленности учитель-логопед проводит 1 ООД в неделю фронтально.

Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога не входят в учебный план, так как малая коррекционная группа формируется на основе диагностики и по заявкам педагогов групп. Количество занятий и состав групп определяется по потребности. Занятия проводятся малыми подгруппами или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы заботимся о Ваших детях                    Телефон для справок:   +7 (4752) 47-78-52