Методическая копилка

      Консультация  для  родителей « Влияние родителей на образование ребёнка.» Автор: Морозова Т.А. - воспитатель

 

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».Автор: Морозова Т.А.

 

Памятка "Правила езды на велосипеде"

Памятка "Правила езды на велосипеде" 2

Игровые приемы и методы, используемые в образовательном процессе, направленные на формирование фонематических процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Батянова И.С.   Маркеева Н.В. Сенина Е.И.

МБДОУ «Детский сад №32 «Ромашка», г. Тамбов, dsromashka32@yandex.ru

Формирование у детей грамматически привальной, лексически богатой, четкой речи одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и в семье. Фонематическое восприятие влияет на развитие для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на составление всей речевой системы, а также закладывает основу успешного обучения в школе.

Одной из важнейших задач в работе воспитателя является проблема формирования у детей с нарушением речи фонематического слуха. Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых дней ребенка в дошкольном учреждении. В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Игры, упражнения для развития фонематического слуха у детей мы проводим на индивидуальных, групповых и фронтальных занятиях. С целью развития фонематического слуха и восприятия в нашей группе создан уголок «Путешествие в мир звуков и слов». В уголке живут разные слова, в которые ребенок вслушивается и дает им слуховые характеристики. Он может расселить их по звучанию, так как в нашем уголке живут (тихие, громкие, звонкие, шуршащие, рычащие и т.п. слова). Особое внимание мы уделяем развитию фонематического слуха детей с помощью интонационной выразительности как своей, так и их речи.

       На занятиях с детьми мы используем игровые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, внимания, восприятия, речевого слуха, примером может служить игра «Узнай по звуку». Воспитатель за ширмой производит шумы и звуки разными предметами, а дети должны отгадать. Воспитатель шепотом задание дает, «найди на столе игрушку, назови её, покажи её».

       В своей работе мы так же используем литературные произведения отечественных и зарубежных авторов. В результате знакомства с этими произведениями ребенок начинает чувствовать выразительные средства языка, замечать и активно использовать в связной речи оттенки значений слов, их грамматическую форму, начинают самостоятельно экспериментировать, играть со словами и звуками. Воспитанию фонематического восприятия способствуют дидактические игры, которые мы используем как на занятиях, так и вне занятий. С их помощью мы решаем задачи звуковой культуры речи. Например, игра «Телефон» направлена на развитие фонематического восприятия, умение четко произносить слоговые цепочки (ли-ли-ла, ко-ко-ки, су-су-со и т.п.).

         Большое внимание мы уделяем играм с детьми: подвижные игры, дидактические игры, конструктивные игры, игры-драматизации и другие. П процессе таких игр решается ряд задач: дидактических, развивающих, воспитывающих и социализирующих. Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме и начинается эта работа на материале неречевых звуков и охватывает все звуки речи, входящие в языковую систему данного языка. Это игры со звукоподражанием «Насос», «Комарик», «Песенка ветерка». Содержание игр постепенно усложняется. Так в игре «Кто как кричит» (И-и-и-кричит жеребенок; «тик-так»- тикают часы; «га-га»-кричит гусь). Показывая образец произношения, мы делаем четкие движения ртом и слегка протягиваем гласный звук.

        Особое внимание уделяем подвижным играм «У медведя во бору», «Шутки-минутки» и другие. Они не только дают детям возможность подвигаться, но и упражняют их в произношении отрабатываемых на занятиях звуков.

        В старшем дошкольном возрасте основная задача – это формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение звуковому анализу слова. Наша задача научить детей различать смысловую и формальную стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово» и «звук», вслушиваться в звучание слова, для этого мы используем упражнение, дидактические игры «Короткие, длинные слова», «Звуковые часы», «Прошагай слово» и др.

         В процессе таких игр дети узнают, что слов много, что слово состоит из звуков, слова могут быть короткими и длинными, учатся сравнивать слова по протяженности. Именно это закладывает основу для развития фонематического слуха. В процессе словесных игр («Какие звуки нарушают тишину?», «Назови слово», «Что есть в магазине») дети учатся называть слова с заданным звуком, определять его местоположение в слове, что подводит детей к овладению звуковым анализом слов. Для лучшего овладение звукового анализа мы показываем детям слово в виде схемы, в результате звукового анализа схема слова отражает отдельные звуки и их последовательность. После того как дети овладели навыками звукового анализа простейших слов, мы знакомим их с гласными звуками и согласными. Учим сравнивать их в занимательной форме игры, что помогает детям быстро уловить разницу между гласными и согласными звуками, далее вводим игру «Назови братца». С их помощью дети знакомятся с твердыми и мягкими звуками.

        В процессе формирования звуковой стороны речи мы используем разнообразные средства игры: загадки, пословицы, стихи, считалки, скороговорки, чистоговорки. Например, загадка на дифференциацию звуков: -с, -ш: лежит молчит, подойдет заворчит (Собака).

Чистоговорки, загадки, стихи:

      Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

      Шишки спали на сосне, сушки снились им во сне.

     При умелом и правильном подборе способствуют усвоению всех разделов звуковой культуры речи. Таким образом, все средства, методы и приемы, о которых говорилось выше, способствуют развитию фонематического слуха, способствуют воспитанию звуковой культуры речи.

 

 

Литература:

1.     Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Тамбов, 1994г.

2.     Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2002г.

3.     Формирование фонетического восприятия и звукового анализа у дошкольников//Дошкольное воспитание. -2004г. -№5.

 

 

 

 

 

 

Мы заботимся о Ваших детях                    Телефон для справок:   +7 (4752) 47-78-52